|
|
В 1785 году Сарычев был
произведен в лейтенанты и назначен в Северо-восточную
географическо-астрономическую экспедицию, руководство которой было
возложено на англичанина И.И. Биллингса, специально приглашенного для этой цели на русскую службу.
Для двадцатидвухлетнего
Сарычева Северо-восточная экспедиция, в которой он оказался без
всякого руководства и действовал совершенно состоятельно, явилась
прекрасной школой. В ней он закалился и сложился как ученый и
гидрограф. Больше того, Сарычев сыграл в этой экспедиции главную
роль. Известный русский мореплаватель И.Ф. Крузенштерн так оценил
участие Сарычева в экспедиции: "...Все, что сделано полезного,
принадлежит Сарычеву, толико же искусному, как и трудолюбивому
мореходу. Без его неусыпных трудов в астрономическом определении
мест, снятии и описании островов, берегов, портов и пр. не приобрела
бы может быть Россия ни одной карты от начальника сей экспедиции"
1 августа Сарычев по приказанию Биллингса выехал из Охотска в
Верхнеколымск. Здесь, на реке Ясашной (ныне Ясачная), под его
руководством были построены два судна: "Паллас", командование
которым принял на себя Биллингс, и "Ясашна", командиром которого был
назначен произведенный в это время, в соответствии с указом
императрицы, в капитан-лейтенанты Сарычев. Следует отметить, что на
"Ясашне" только Сарычев и боцман были знакомы с морем. Все остальные
никогда в море не бывали, и потому Сарычеву пришлось прежде всего
взяться за обучение своей команды морскому делу.
24 июня 1787 года "Паллас" и "Ясашна" вышли из Колымы в
море. Пройти на восток из-за льдов не удалось, и 26 июля, то есть в
самый разгар полярного лета, суда вернулись в Колыму. Неумелые и
нерешительные действия Биллингса во время этого плавания
впоследствии были подвергнуты жестокой критике.
Биллингс сразу же после возвращения из плавания уехал в Якутск, взяв
с собой врача, секретаря и часть команды. Устройство и отправка
остальной команды и все остальные дела были поручены Сарычеву: во
время экспедиции во все трудные операции Сарычев посылался первым и
возвращался последним.
В январе 1788 года Сарычев выехал из Якутска в Усть-Майскую
пристань, где наладил постройку лодок для перевозки пушек, якорей,
камбузных котлов и других тяжелых грузов. 14 июля он во главе отряда
из 120 человек на семнадцати лодках направился от Усть-Майской
пристани по рекам Мая и Юдоме до Юдомского Креста; здесь кончился
водный путь и лодки были разгружены. Сам Сарычев, подготовив все для
перевозки грузов сухим путем, поехал с командой в Охотск, куда и
прибыл в сентябре. Оставленные у Юдомского Креста грузы были
перевезены на собаках по зимнему пути.
На судне "Слава России" Сарычев посетил острова
Прибылова и Святого Лаврентия. После плавания в Беринговом проливе
"Слава России" 4 августа зашла в губу Святого Лаврентия. В феврале
1792 года Сарычев занялся картографированием острова Уналашка. За
сорок дней на трехместной байдарке в сопровождении двух алеутов
Сарычев обошел вокруг острова, посетил ряд поселений алеутов и
собрал ценнейшие сведения о природе острова и о быте его жителей.
Названия многих мысов и бухт, появившихся на карте Сарычева (в
частности, Капитанская гавань, названная так в честь
предшественников Сарычева капитанов Креницына и Левашева),
сохранились и до сих пор. В апреле 1794 года Сарычев вернулся в
Петербург.
До 1801 года он служил в
Кронштадте. В 1799 и 1800 годы, командуя кораблем "Москва", он
совершил переход из Архангельска к берегам Англии и затем в
Кронштадт. В 1801 году он был произведен в капитан-командоры.
Одновременно со многими служебными обязанностями Сарычев усердно
работал над большой книгой "Путешествие флота капитана Сарычева по
северо-восточной части Сибири, Ледовитому морю и Восточному океану в
продолжение восьми лет при географической и астрономической
экспедиции, бывшей под началом флота капитана Биллингса с 1785 по
1793 г.". Книга эта была издана в 1802 году и вскоре переведена и
издана в Германии, Франции, Голландии. Канадский ученый Бэнкрофт,
автор изданной в 1886 году обширной монографии по истории Аляски,
подчеркивал выдающееся значение этого труда Сарычева. Не потеряла
своего значения эта книга и в настоящее время.
С 1802 года в течение шести лет Сарычев занимался
исправлением морских карт Балтийского моря и Финского залива.
В 1803 году Сарычев был произведен в контр-адмиралы, командовал
эскадрой из трех фрегатов в Балтийском море, на них обучались
гардемарины и исправлялись морские карты. В том же году он был
определен в члены Адмиралтейств-коллегий.
В 1805 году во время войны России, Англии, Австрии и Швеции с
наполеоновской Францией Сарычеву было поручено конвоировать двадцать
шесть торговых судов, доставлявших в Померанию десантные войска с
острова Рюген. На переходе во время шторма бриг "Диспач", на котором
находился Сарычев, разбился. Сильно пострадавший адмирал покинул
корабль последним.
В 1827 году Сарычев был назначен главным командиром и
военным губернатором Кронштадта, а после преобразования учреждений
Морского ведомства - генерал-гидрографом Главного Морского Штаба.
Последние десять лет своей жизни Сарычев писал историю всех русских
портов.
Сарычев снискал глубокое уважение современников. Исключительной
чертой его были добросовестность и точность наблюдений. Сам Сарычев
в "Предуведомлении" к книге о своих путешествиях в 1785- 1893 годы
писал: "...До пользы мореплавателей касающиеся наблюдения чинены со
всякою точностью и описаны сколько можно обстоятельно".
Точность наблюдений Сарычева считалась сама собой разумеющейся -
моряки верили ему. Так, например, В.М. Головнин прямо писал:
"Усмотрев Петропавловскую гавань... мы употребили карту Сарычева:
изучая точность этого мореходца, с какою описывал он берега,
заставила меня иметь к его планам гаваней полную доверенность..."
Сарычев был не только замечательным практиком-гидрографом, но и
теоретиком этого дела. Он обладал пытливым умом настоящего
исследователя, его научные интересы были необычайно широки. Он был
действительно одним из крупнейших океанографов и предшественников
славных русских ученых моряков, блестяще проявивших себя в
кругосветных плаваниях начала XIX столетия
Источник: "100 великих
мореплавателей". Составители: Е.Н.Авадяева, Л.И.Зданович. "Вече"
Москва 2000.
САРЫЧЕВ Гавриил Андреевич
(1763—1831), адмирал, морской министр, исследователь морей,
гидрограф.
Родился
в Петербурге в дворянской семье. Окончил Морской корпус в 1778 г., в 1781 г. после плаваний по
Балтике произведен в мичманы, на эскадре контр-адмирала Я.Ф.Сухотина
ходил до Ливорно и в 1782 г. вернулся в Кронштадт. В 1782—1784 гг.
служил на Балтике, участвовал в описи рек
Днестра и Сожи.
В 1785 г. произведен в лейтенанты и назначен в
экспедицию И. И. Биллингса по исследованию Северо-Восточной Азии и
островов северной части Тихого океана. Во время экспедиции,
длившейся до 1794 г., плавал из устья Колымы в Северный Ледовитый
океан, сделал зарисовки Курильских островов, произвел съемку многих
берегов и островов, собрал огромный этнографический материал.
Он промерил глубины близ берегов
Восточно-Сибирского моря и выявил важную особенность его ледового
режима, связанную с направлением господствующих ветров. У мыса
Большой Баранов впервые в мире он провел археологические раскопки в
Арктике.В 1794
г. по суше вернулся из Сибири в Петербург. Результаты путешествия
обобщил в труде «Путешествия флота капитана Сарычева по Восточной
части Сибири, Ледовитому морю и Восточному океану в продолжении
восьми лет, при географической и астрономической морской экспедиции
1788-1793 гг.», где содержатся материалы метеорологических,
гидрологических, астрономических наблюдений, сведения о природе и
населении Восточной Сибири, Камчатки, Алеутских и Командорских
островов, зарисовки местности, населенных пунктов, бухт и заливов.
(1802). Оработал и опубликовал дневники И.И.Биллингса и Р.Р.Галла,
издал атлас карт экспедиции.
Командовал кораблями Балтийского флота (1794— 1800). В
1801 г. произведен в капитан-командоры. В 1802 г. награжден орденом
Св. Георгия 4-й степени "За беспорочную выслугу, в офицерских чинах,
18-ти шестимесячных морских кампаний".. В 1802—1805 гг. занимался
исследованием Балтийского моря. С 1803 г.контр-адмирал и член
Адмиралтейств-коллегии. Разработал правила съемки морских и
прибрежных объектов. Отразил их в работах «Дневные записки» (1808),
(Морской атлас всего'Балтийского моря с Финским заливом и
Каттегатом...» (1809), «Лоция Балтийского моря» (1817).
Участвовал в подготовке и проведении первого русского кругосветного
плавания и других плаваний начала XIX века.
С 1808 руководил гидрографическими исследованиями в России. Избран
почетным членом Адмиралтейского департамента, произведен в
вице-адмиралы в звании генерал-гидрографа и назначен главным
командиром Кронштадтского порта. Почетный член Петербургской
Академии наук; (1809). В 1810 г. возглавлял Комитет По
преобразованию Камчатского края. В 1812 г. за составление карт
Балтийского моря награжден орденом Св. Владимира 2-й степени и
назначен постоянным членом Адмиралтейского департамента. В 1814 г.
командовал практической эскадрой Балтийского флота.
Труд Сарычева „Атлас северной части Восточного океана",
опубликованный в 1826 г., включал 26 карт и планов, а также семь
профилей с видами побережий Азии и Северной Америки. Географические
атласы и карты выполненные Г.А. Сарычевым настолько точны, что более
ста лет спустя были практически без изменений использованы в лоциях
Охотского и Берингова морей. В 1827 г. назначен главным командиром Кронштадтского порта и потом генерал-гидрографом Главного морского
штаба. В 1828 г. исполнял обязанности начальника Главного морского
штаба. В 1829 г. был произведен в адмиралы и возглавил морское
министерство. Составил первый правильный план Санкт-Петербурга.
Последние годы своей жизни Г.А. Сарычев работал над
историей российских портов. Как ученый-гидрограф Сарычев известен
также первым на русском языке практическим руководством по морской
описи (морской геодезии).Умер от холеры. Именем Сарычева названы
семь географических объектов, в том числе мыс и пролив в Тихом
океане, остров в Чукотском море, вулкан на Курильских островах, горы
на Новой Земле, в Антарктиде и на Алеутских островах.
Источник: "Русские адмиралы". Составитель: Н.В. Скрицкий
Сарычев Гавриил Андреевич в звании
капитан-командора награжден орденом Святого Георгия
4 класса:
"За беспорочную выслугу, в
офицерских чинах, 18-ти шестимесячных морских кампаний". |
|