ссылки | библiотека | о проекте

 

 

 

Главная

Экспедиция Биллингса–Сарычева.


"Россия почти сразу же ответила на третье путешествие капитана Кука. Почувствовав значительную экономическую и политическую угрозу, Екатерина II (1729–96) велела организовать большую экспедицию на север Тихого океана под командованием англичанина Джозефа Биллингса. Поскольку Биллингс был членом третьей экспедиции Кука, царица хотела воспользоваться его знаниями для того, чтобы упрочить колониальные притязания России в том регионе и предупредить конкурентные планы Европы. 

 

Бiографiя

Экспедицiя

Военные действiя
Картина
Вулканъ
Фамилiя
     Биллингс предпринял географическое и научное исследование восточной Сибири и севера Тихого океана с 1785 по1793 год. Его сопровождал второй корабль под командованием Гавриила Сарычева. Поскольку это было первое значительное исследование русскими данного региона пятьдесят лет спустя после путешествий Беринга, оно имело огромное значение для Санкт–Петербурга. Целью экспедиции было исследовать полуостров Чукотка и другие земли возле Якутска, а также совершить несколько путешествий к Берингову проливу, на Алеутские острова и Аляску. Достигнув смешанных результатов, экспедиция Биллингса–Сарычева обозначила новую эру колониальных устремлений России."  
   

    

    Источник: Библиотека конгресса США Loc.gov

 

Секретная экспедиция на северо-восток или Очередная попытка русских покорить Америку.

     В 1785 году по Указу Екатерины II от 8 августа была организована секретная Северо-восточная географическая и астрономическая экспедиция под руководством И.И.Биллингса и Г.А.Сарычева. В указе императрицы говорилось: "Буде посредством сей экспедиции открыты вновь земли и острова стараться оные присвоить скипетру Российскому; и буде тамо есть дикие или непросвещенные жители, то обходиться с ними ласково и дружелюбно, вселить хорошие мысли о Россиянах, одарить разными вещами, по надобности или обычаю им нужным..."

По замыслу П. Палласа, разработавшего план экспедиции, морскому ведомству предписывалось исследование устья Колымы, всего берега Чукотского полуострова с теперешним мысом Дежнева и ряда островов в Восточном океане "к американским берегам простирающим". От экспедиции требовалось совершенное познание "морей между матерою землей Иркутской губернии и противоположными берегами Америки", а также установить возможность морского пути вдоль берегов Сибири в Тихий океан.

     Это была крупнейшая со времен Витуса Беринга экспедиция, также продолжавшаяся почти 10 лет. Начальником экспедиции, ставившей такие грандиозные цели, был назначен англичанин Иосиф(Джозеф) Биллингс (когда-то он служил мичманом на корабле Джеймса Кука). В составе экспедиции также было много различных ученых и исследователей. Однако главным действующим лицом в этой экспедиции суждено было стать не ему, а русскому капитану Гавриилу Сарычеву.

     Капитан и его команда

     Молодой русский офицер Гаврила Андреевич Сарычев к 1785 году успел совершить плавание в порты Италии, походы в Балтике, произвести работы по описи Днестра. Он был назначен под начало Биллингса вместе с лейтенантом — английским подданным Робертом Галлом и Христианом Берингом, внуком известного мореплавателя.

     Весной 1786 года Сарычев добрался до Охотска. Из Якутска он ехал гиблыми дорогами через Алдан и область Полюса холода. Охотск был столицей края, в который входили Камчатка, Алеутские и Курильские острова и все морское побережье до самого Чукотского Носа. Все тяготы похода и подготовки морского плавания легли на плечи Сарычева. Поиски корабельного леса, заготовка съестных припасов, перевозка тяжелых грузов — всем этим пришлось заниматься молодому русскому офицеру.

     Сарычев привлек к участию в экспедиции знающих людей. В числе их были Гижигинский капитан Тимофей Шмалев, составитель описаний и карт Чукотки, Камчатки, Аляски, храбрый мореход Гаврила Прибылов, незадолго до этого открывший на севере Тихого океана острова с несметными пушными богатствами, сотник Иван Кобелев, исследовавший Берингов пролив, и казак-чукча Николай Дауркин, располагавший богатыми сведениями об Аляске. Были в экспедиции и другие скромные труженики, беззаветно помогавшие Сарычеву в его почетном деле.

     Экспедиция прибыла в Нижне-Колымск, построила там два корабля - “Паллас” и “Ясачная” и в июле 1787 г. И. Биллингс на “Палласе”, а Г.А. Сарычев на “Ясачной” вышли из устья Колымы в Северный Ледовитый океан и взяли курс на восток. . Но обогнуть Чукотский полуостров и выйти в Берингов пролив не удалось. По приказу Беллингса из-за сплошного тумана и льдов корабли вернулись от Баранова камня обратно. Сарычев же настаивал на продолжении плавания в Тихий океан и разведывании пути сквозь льды на байдарках.

     Сарычев высказал догадку о связи Ледовитого океана с океаном Восточным. У Баранова камня он нашел древний русский крест, приметный знак мореходов, которые около 1640 года плыли отсюда на кочах к Тихому океану.

     Мечта открыть морскую дорогу в Индию и Китай из полярной Сибири не покидала Сарычева. Перейдя с Колымы на Индигирку, он подсчитал, что оттуда до берегов Индии пять тысяч верст. Это расстояние можно было преодолеть на корабле при хорошем попутном ветре в тридцать дней.

     По морям, по волнам

     Между Индигиркой и Алданом лежала необитаемая область, где возвышался дикий Верхоянский хребет. Этим путем Сарычев ехал в Якутск. Там Сарычев встретил нежданного гостя из Америки. Капрал в английской экспедиции Кука, а теперь полковник армии Соединенных Штатов, некий Ледеард, или Ледеарс, задумал якобы пешее путешествие вокруг света. Он уверял всех, что дойдет до Берингова пролива и через Аляску и Канаду вернется в свое второе отечество.

     Кончилось пребывание этого пешехода в Якутске тем, что, облагодетельствованный простодушными горожанами, он тем не менее "стал говорить обо всех худо и обходиться дерзко". Дебоши Ледеарда всем надоели, и якутский комендант потребовал, чтобы заморский гость вел себя более пристойно. Тот прикинулся оскорбленным и вызвал коменданта Маркловского на поединок. Беллингс, спасая Ледеарда от неприятных последствий, немедленно повез его в Иркутск.

     Сарычев принялся за подготовку плавания к Берингову проливу и Америке со стороны Охотска. Это был самоотверженный и героический труд, сопряженный с опасностями и тяжкими лишениями. Поездка из устья реки Маи, возвращение в Якутск, новый поход в Охотск, постройка кораблей, опись устья Охоты и Кухтуя и части морского охотского побережья, составление плана Охотска.

     Осенью 1789 И. Биллингс и Г.А. Сарычев построили в Охотске корабль “Слава России” и отправились на нем к берегам Камчатки. На пути к Курильским островам был открыт остров Св. Ионы в Охотском море. Достигнув Камчатки, Сарычев провел там значительные исследования. Описав просторы Авачинской губы, ученый моряк наметил ее в качестве порта для будущей торговли со странами Америки, Ост-Индией, Китаем, Японией.

     1790 год застал экспедицию у берегов Алеутских островов. Сарычев делал промеры заливов, посещал поселения русских промышленников и алеутские деревни Унимак, Уналашка, Шумагинские острова, Кадьяк и, наконец, Кенайский и Чугацкие заливы на побережье Северо-Западной Америки. Экспедиция достигла острова Каяка, где исследователь увидел исполинскую гору Св. Ильи на американском берегу.

     Далее Сарычев намеривался изучить южную часть Аляски, но Биллингс отдал распоряжение возвращаться на Камчатку. Сарычев воспротивился этому и сказал, что он готов остаться на всю зиму в Чугацком заливе с тем, чтобы продолжить исследования американского берега. Но Биллингс был неумолим, а Сарычев скрепя сердце повел корабль в сторону Камчатки.

    Неутомимый мореплаватель

     В 1791 г. экспедиция покинула Авачинскую бухту, чтобы покорить северный проход, двигаясь с востока на запад, и снова потерпела неудачу — Берингов пролив оказался закрыт льдами. Биллингс проложил путь корабля не по надежным русским картам, а по иноземной и в итоге "Слава России" едва не налетела на скалы острова Медного. Посетив Уналашку, остров Прибылова, остров Св. Матфея, Сарычев подошел возле мыса Родней к берегу Аляски. Здесь русский моряк обнаружил ошибку Джеймса Кука, "открывшего" несуществующий Андерсонов остров.

     В плавании были случаи, когда "Слава России" уже равнялась с тем или иным островом, заливом, частью суши, которые необходимо было исследовать. В это время раздавался зычный окрик Биллингса: "Руль на ветер! К возвращению!" Сарычев был вынужден исполнять приказание начальника. Несмотря на все это, Сарычев дошел до островов Гвоздева в проливе между Азией и Америкой. Он был на самых подступах к мысу Дежнева, но тут Биллингс вспомнил, что в свое время капитан Джеймс Кук не мог пройти этого пути.

     Вместо этого он пустился в нелепое, на первый взгляд, предприятие — пошел сушей через Чукотку и Нижне-Колымск под предлогом пешеходной описи всего побережья Ледовитого океана. Ничего этого Биллингс не выполнил. От берега моря Биллингс отклонился далеко на запад. Добравшись до Нижне-Колымска, затем до Якутска, он зажил там без забот и огорчений.

     Тем временем Гаврила Сарычев продолжал свой подвижнический труд. На пути к острову Уналашка он снова исследовал острова, якобы найденные Куком в Беренговом море. Геодезии унтер-офицер Худяков, посланный Сарычевым, исследовал Лисьи острова и западное побережье Аляски. Сам Сарычев обошел вокруг всего острова Уналашка и подробно описал его заливы. Исследователь нередко совершал свои плавания в утлой алеутской байдарке. Летом 1792 года Сарычев возвратился на Камчатку, чтобы предпринять свой последний поход. Во время заключительного плавания (август 1792 года) вдоль тихоокеанской стороны Курильской цепи Сарычев выявил Курильское течение (Оясио), южная часть которого давно была известна японцам. По своим материалам и данным других участников экспедиции исследователь дал этнографические характеристики якутов, камчадалов, чукчей, алеутов, азиатских и южноаляскинских эскимосов.

     Козни Биллингса

     В августе 1793 года Сарычев прибыл в Якутск, где его ожидал Биллингс, проживший здесь более года. Экспедиция закончила свою деятельность и вскоре двинулась в Петербург. Такова краткая история замечательных исследований Сарычева.

     Как лицо подчиненное, Сарычев не мог выступить с прямыми разоблачениями поведения Биллингса, которому были чужды "пользы Отечества", как говорил о нем декабрист Владимир Штейнгель. Биллингс, будучи офицером русской службы, нарушил присягу. Экспедиция россиян на северо-восток была секретной, и весь ее состав дал подписку о сохранении тайны. Несмотря на это, Биллингс, доставив пешехода Ледеарда в Иркутск, встретился там с другим иноземцем и открыл ему секретные сведения. Этим иноземцем был Жан-Батист Бартелеми Лессепс, участник плавания Лаперуза, возвращавшийся через Сибирь ко двору Людовика XVI.

     Разведка в русских владениях была одной из задач Лессепса. Биллингс должен был оказывать противодействие этой экспедиции. Но что мы видим? Начальник секретной русской экспедиции искал в Иркутске встречи с Лессепсом. И после этой встречи в письме французскому морскому министру Лессепс донес о том, что ему удалось разведать о работах русской экспедиции на Тихом океане.

     А два года спустя Лессепс опубликовал описание своего путешествия, "исполненного бесстыдной лжи", как писал об этом декабрист Владимир Штейнгель.

     Александр Радищев дал отрицательный отзыв о книге Лессепса, а Штейнгель описал безобразное поведение Лессепса в Сибири, полное неуважения к обычаям страны, в которой тот был лишь случайным гостем. Любопытно вспомнить и то обстоятельство, что во время нашествия Наполеона на Россию Лессепс был французским полицмейстером Москвы.

     Любопытно, что еще в 1789 году англичане выставили против "Славы России" и храброго Сарычева четырнадцать пушек, находившихся на борту бригантины "Меркурий". Бригантина вышла с острова Тенерифа для нападения на Русскую Америку. Командовал ею Кокс, пират южных морей, — ему было поручено разграбить и разорить именно те местности, которые должен был исследовать Биллингс.

     Знаменательно, что пиратский рейд Кокса по времени совпал с походом "Славы России" к острову Кадьяк, когда Биллингс запретил Сарычеву дальнейшие исследования Аляски. Между тем Кокс должен был пройти к Берингову проливу, столь ненужному для России, по мнению Биллингса.

     Коксу были известны цели экспедиции Биллингса. Биллингс был призван к утверждению и охране русских прав, к противодействию всем проискам со стороны иностранцев. Положение на Тихом океане в те годы было напряженным. По следам Лаперуза и Лессепса, в Русскую Америку пришли испанские фрегаты из Мексики. Испанцы подстрекали индейцев к мятежам против русских.

     И как раз в то время, когда поселенцы Русской Америки принимали меры к обороне Аляски от угрозы со стороны незванных гостей, Биллингс сеял рознь между алеутами и русскими.

     Известно письмо от 1790 года главного правителя Русской Америки Александра Баранова с жалобой на то, что Биллингс призывал алеутов к выступлению против русских промышленников. А ведь в то время безоружный Сарычев странствовал вместе с алеутами, и они бескорыстно помогали ему в научных исследованиях.

     Верный сын Родины, самоотверженный ученный Сарычев сделал для блага Отечества все, что было в его силах. В 1802 году он издал книгу с пространным названием: "Путешествие флота капитана Сарычева по северо-восточной части Сибири, Ледовитому морю и Восточному океану..." А последние годы жизни отдал служению российскому флоту.
 



Источик: Сергей Родимов, для "СМ Номер один"
 

 
     

     Экспедиция Биллингса была самой большой и продолжительной (8 лет и 5 месяцев) в XVIII веке после Великой Северной. Собственно, она и снаряжалась для завершения описи северных берегов Чукотки, которую не удалось сделать Д. Лаптеву. Построенные на Колыме суда И. И. Биллингса и его помощника Г. А. Сарычева тоже не смогли преодолеть льды восточнее мыса Большой Баранов. Еще два года Биллингс и Сарычев тщетно пытались обогнуть Чукотку в обратном направлении на построенных в Охотске судах. Наконец в 1791 — 1792 годах, как говорилось выше, Биллингс сухопутным путем пересек Чукотский полуостров. Впервые была получена карта внутренних частей Чукотки. Это был большой научный подвиг.

     И все-таки, как и Витуса Беринга, Биллингса в последующем винили в том, что он не смог описать берег от Шелагского мыса до мыса Дежнева, и во многих других грехах. Многочисленные научные заслуги экспедиции приписывались Г. А. Сарычеву. Лишь недавно была восстановлена справедливость в отношении этого мореплавателя: «Начальник этой экспедиции Иосиф Биллингс, англичанин по происхождению,— писал профессор М. И. Белов,— принадлежал к числу тех иностранцев, которые, находясь на русской службе, служили России честно и с пользой для дела. Биллингс обладал незаурядной морской подготовкой; до службы в России он участвовал в путешествиях капитана Кука, хорошо знал астрономию и навигацию»*. А. И. Алексеев недавно нашел в Архиве внешней политики России новое документальное подтверждение активного участия Биллингса в гидрографических работах на Чукотке: «В списке морских и береговых журналов, карт и планов, которые велись во время экспедиции и которые были сданы по окончании экспедиции в Адмиралтейств-коллегию, значится, что Биллингс составил 20 карт и планов, Сарычев—15, Гилев—14, Галл — 4, Прибылен — 3, Епистратов—1. Но зато если Биллингс, Галл и Беринг вместе заполнили только 13 журналов с описями, то на одного Сарычева приходится 29 журналов»**.


     Гавриил Андреевич Сарычев — ближайший помощник И. И. Биллингса, как видим, был самым активным и результативным участником Северо-Восточной экспедиции. Одним из первых он использовал для астрономических работ только что появившиеся в России секстаны, хронометры и ахроматические телескопы, ввел в практику метод прибрежной описи с байдар или малых гребных судов, оказавшийся весьма удобным при работах в шхерных районах. Вышедшая в двух частях в 1802 году книга Сарычева с описанием экспедиции и посещенных ею мест, по словам А. И. Алексеева, «служила мореплавателям таким же неизменным пособием для мореплавания, каким является лоция»***. Она до сих пор не утратила своего научно-исторического значения и, изданная в 1952 году под сокращенным названием «Путешествие по северо-восточной части Сибири, Ледовитому морю и Восточному океану» массовым тиражом, давно снова стала библиографической редкостью. К первой части первого издания книги Сарычева а 1803 году был подготовлен атлас, содержащий 50 карт, составленных участниками экспедиции,— первых в России карт, на которых ведется счет долгот от Гринвичского меридиана. В 1804 году выходит важнейший теоретический труд Сарычева по гидрографии — «Правила, принадлежащие к морской геодезии, служащие наставлением, как описывать моря, берега, острова, заливы, гавани и реки, плавая на больших парусных и малых гребных судах, также и идучи с мерою по берегу, с показанием, как сочинять морские карты и на оных располагать описанные места». В предисловии Гавриил Андреевич писал что для этого труда долгие годы накапливал «из своего журнала особенные лучшие правила». Второе издание этой работы вышло под более коротким и менее пространным заголовком и более полувека служило гидрографам. 20 марта 1808 года Г. А. Сарычев назначается почетным членом Государственного адмиралтейского департамента (к этому времени заменившего Адмиралтейств-коллегию) с присвоением звания гидрографа русского флота.


     «Несмотря на то, что в эти годы не было официального гидрографического органа, гидрографическими исследованиями занималась группа офицеров Адмиралтейств-коллегий, а затем Адмиралтейского департамента во главе с Сарычевым. Очень трудно проследить непосредственное участие и роль Сарычева в решении вопросов по гидрографическому исследованию морей, омывающих страну, и в кругосветных русских плаваниях. Вся переписка шла через Адмиралтейств-коллегию, и можно только угадывать за этой перепиской большую работу гидрографа вице-адмирала Сарычева и его группы»****,— пишет А. И. Алексеев и тем не менее приходит к выводу, «что именно при Сарычеве морская гидрография стала ведущей наукой среди географических наук. По существу, она по-настоящему получила права гражданства в 1808 г., когда во главе ее встал Сарычев. Затем в 1827 г. вместо существовавшего Государственного адмиралтейского департамента было образовано два совершенно самостоятельных учреждения: Управление генерал-гидрографа и морской ученый комитет»*****.

     В. М. Пасецкий в историческом очерке «Три Крузенштерна» много говорит о несправедливых гонениях на Крузенштерна со стороны Г.А. Сарычева, который якобы «довольно изобретательно устранял со своего пути восходящие звезды русской морской науки»******. Оставим на совести историка намек на то, что Ю.Ф. Лисянский и В.М. Головнин были отстранены от флотских дел «благодаря» Сарычеву. Вряд ли это так. Но неприязнь между Крузенштерном и Сарычевым действительно существовала. И кто в этом больше повинен, даже трудно сказать. Ну не любили люди друг друга. Однако, как свидетельствуют архивные документы, по основным вопросам морских исследований, в том числе и на Севере, сотрудничали тесно. Тем более спорен вывод о том, что упраздненный в 1827 году Адмиралтейский департамент был «заменен более громоздким и обширным бюрократическим аппаратом, который похоронил многие важные проекты полярных исследований»*******



*1 Белов М. И. Арктическое мореплавание... С. 423.
*2 Алексеев А. И. Гавриил Андреевич Сарычев. С. 86.
*3 Алексеев А. И. Гавриил Андреевич Сарычев. С. 157.
*4 Алексеев А. И. Гавриил Андреевич Сарычев. С. 122—123.
*5 Алексеев А. И. Гавриил Андреевич Сарычев С. 162.40
*6 Пасецкий В. М. Очарованный надеждой. Л., 1970. С. 20.
*7 Пасецкий В. М. Арктические плавания россиян. С. 172.
 

 

Источник: С. В. ПОПОВ "Автографы на картах"
 

             увеличить

Меркаторская карта от 59 до 62 град. Северной широты, представляющая дорогу от города Охотска по рекам Мая и Юдом. Описывал и сочинял флота капитан Гавриил Сарычев. Б.м., 1788. 1л. 50 х 106см.


 

 

 

     
 
 

Автор проекта: Beavers co. ©.
Дизайн сайта: Beavers co. © Все права защищены. 2007-2009.